Далее Хор тихо и медленно поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся …»
Диакон: Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Происхождение богослужения • Богослужения вечером
Во сколько начинается первая утренняя служба; во сколько утренняя служба в церкви; Религия Однако если человек приложит старания и не отступит на пути воцерковления, следуя по жизненной дороге под руководством духовника со временем сложная и запутанная на первый взгляд церковная жизнь будет все более понятной, а поддержит и укрепит на пути Сам Господь. Церковный Устав назначает определенные евангельские чтения на каждый день евангельские чтения Пресвятой Богородице о общие ликам святых приведены в главе Песнопения из служб общих ликам святых. |
Всенощное бдение: толкование церковного богослужения
Синагоги же, бывшие у иудеев местами не богослужения, в собственном смысле слова богослужение могло совершаться только в одном месте в иерусалимском храме , а лишь местами молитвенных и учительных собраний, скоро стали столь враждебны христианству, что даже христиане из иудеев перестали их посещать. Каноном первоначально называлась церковная служба, последование или правило с указанием порядка числа молитв и псалмов, которые положено пропеть или прочитать в течение суток.
Когда служится Литургия – Литургия верных
Причастившись, священник, возглавляющий службу, раздробляет частицы Агнца с надписями НИ и КА для причащения мирян но количеству причастников в храме и аккуратно высыпает их и Чашу; затем накрывая её покровцем. Священник в молитве над преклонившими главы смиренно умоляет Бога, сшедшего с Небес для спасения человечества, помиловать преклонивших Ему свои главы, ибо только от Него они ждут милости и спасения, и просит сохранить нас на всякое время от диавола.
Что такое вечерня утреня со славословием. Какие службы идут в Церкви? Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви в воскресенье
Согласно традициям, восходящим к ветхозаветному времени, служба Богу должна совершаться непрерывно в течение суток (богослужебный день начинается в 6 часов вечера). О следовании этой традиции в православии говорят названия служб суточного круга. Всего их девять, и они соединяются в три главные богослужения: вечернее (служба девятого часа, вечерня и повечерие), утреннее (полунощница, утреня и первый час) и дневное (третий час, шестой час и литургия).
Вечерня – служба, совершаемая в благодарность за протекший день и для освящения наступающей ночи. За ней следует повечерие. Этим богослужением церковь напутствует отходящих ко сну и молит Бога о сохранении их во время сна.
Полунощница совершается в полночь (в настоящее время – перед утреней). Ее главное содержание составляет мысль о втором пришествии Христа; всем строем этого богослужения церковь внушает верующим мысль о необходимости всегда быть готовыми к встрече Бога. Молитвы утрени призваны возблагодарить Творца за прошедшую ночь и освятить начало наступающего дня.
Часами (служба первого, третьего, шестого и девятого часа) называют краткие богослужения, состоящие из нескольких избранных псалмов и назидательных молитв. См
. ЧАСЫ .
Богослужебная жизнь Церкви состоит из трех циклов:
- Годичный круг:
где центральный Праздник – это Пасха. - Недельный круг:
где главный день – это воскресенье - И суточный круг:
в котором центральная служба – это Литургия.
Собственно, самое важное, что и нужно знать о службах – это то, что при всем их разнообразии, главная – это Литургия. Именно ради нее существует весь суточный круг, и все службы, которые проходят в храме, являются «подготовительными» к ней. («Подготовительными» не имеется ввиду второстепенными, а значит, что они готовят христианина к главному, что может быть в его духовной жизни – Причастию.)
Внешне богослужения отличаются друг от друга более или менее торжественным видом. Например, в Литургии принимает участие весь священнический чин, который есть в храме или монастыре, а также хор. А в служении «часов» (по сути, чтения молитв и определенных псалмов) – только чтец и священник, который в этот момент скрыт в алтаре.
Основная задача церкви – это возрождение церковной жизни страны, повышение духовности населения. Именно для проведения такой работы и были созданы храмы в которых и проводят церковные службы. Каждый день в церквях, соборах проводят:
- утренние,
- дневные,
- вечерние богослужения.
Часто верующие задают вопрос о том, во сколько начинается служба в церкви? В каждом приходе может быть установлено свое время проведения данного мероприятия. Но в большинстве случаев за основу могут быть взяты такие временные рамки:
- вечерняя – с 9 вечера, вечерни и повечерия,
- утренняя – с полуночи, утрени и 1-го часа,
- дневное – с 3-го, 6-го часа и Божественной литургии.
Из этого следует, что за сутки выполняется 9 служб.
Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви в Вербное Воскресенье?
Чтобы не пропустить начало службы в церкви в воскресенье, необходимо прийти в церковь заранее, примерно к 7.30. До этого времени нужно не есть и не курить. Существует определенный порядок действий при посещении
.
После причастия ни в коем случае не рвитесь получить желаемо
е, то есть накуриться вдоволь и так далее, не оскверняйте причастие. Рекомендуется знать меру во всем и несколько дней читать благодатные молитвы, чтобы не осквернить данное богослужение.
Иисус Христос, Господь наш и Спаситель, пришедший на землю ради нас, основал Церковь, где присутствует поныне и невидимо все необходимое, что подается нам для вечной жизни. Где «невидимые Силы Небесные служат для нас», – говориться в православных песнопениях, «Где двое-трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» – написано в Евангелии (глава 18, стих 20-ый, Евангелие от Матфея), – так сказал Господь апостолам и всем, кто верит в Него, поэтому невидимое присутствие Христа
во время служений в храме люди теряют, если не приходят туда.
Еще больший грех совершается родителями, которые не заботятся о служении Господу их детей. Вспомним слова нашего Спасителя из писания: «Пустите детей своих и не препятствуйте им ходить ко Мне, ибо для них есть Царство Небесное». Также Господь говорит нам: «Не хлебом будет жить человек, а всяким словом, исходящим из Божьих уст» (глава 4, стих 4-ый и глава 19, стих 14-ый, то же Евангелие от Матфея).
Духовная пища тоже необходима человеческой душе, как и телесная для поддержания сил. И где же человек услышит Божье слово, как не в храме? Ведь там, среди верующих в него, пребывает сам Господь. Ведь именно там проповедуется учение апостолов и пророков, говоривших и предсказывавших по внушению Духа Святого
, там учение Самого Христа, который и есть истинная Жизнь, Мудрость, Путь и Свет, который просвещает каждого прихожанина, грядущего в мир. Храм – это небо на нашей земле.
Богослужения, которые совершаются в нем, по словам Господа, – это дела ангелов. Проходя учения в церкви, храме или соборе, христиане получают Божье благословение, способствующее успеху в добрых делах и начинаниях.
«Ты услышишь звон колокола церковного, призывающего к молитве, и совесть подскажет о том, что нужно идти в дом Господень. Пойди и отложи, если можешь, всякие дела в сторону и поспеши в Божью церковь» – советует Феофан Затворник, святитель православия, – «Знай, что Ангел твой хранитель зовет тебя под кров дома Господня;
это он, твой небожитель, напоминает о Небе земном, чтобы ты там смог освятить душу твою благодатию Христовою
и усладить сердце свое небесным утешением; и, – кто знает как будет? – может быть, он зовет тебя туда еще и для того, чтобы отвести от тебя искушение, которое никак не избежать, ведь если дома останешься не укрыть тебя под сению дома Господнего от опасности великой…».
Христианин в церкви учится Небесной мудрости, которую приносит на землю Сын Божий. Он узнает и подробности жизни своего Спасителя, и знакомится с поучениями и житием угодников Божьих, и принимает участие в церковной молитве. А соборная молитва – великая сила! И тому есть примеры в истории. Когда апостолы находились в ожидании пришествия Духа Святого, они пребывали в единодушном молении.
В наше время, к сожалению, это происходит довольно часто, так как верующие неправильно ведут себя, в том числе и в храме, и причиной этому является незнание истины Господней. Господь знает и мысли наши, и чувства. Он не оставит искренне верующего в него
, а также нуждающегося в причащении и покаянии человека, поэтому двери Божьего дома всегда открыты для прихожан.
Чаще всего, утреня бывает вседневная
и праздничная
. Последняя отличается от первой присоединением полиелея и пением (а не чтением) великого славословия. Состав её молитв и песнопений излагается в главах 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Типикона, а иногда и в Служебнике, Октоихе, Псалтыри Следованной и Часослове.
В Великом посту служатся «Аллилуйные» утрени, которые могут дополняться молитвой Ефрема Сирина, Троичными песнями, особыми седальнами и светильнами, укороченными канонами-трипеснцами, чтением «Жития Марии Египетской», пением Акафиста Похвалы Пресвятой Богородицы, чтением 12-ти Страстных Евангелий, выносом Плащаницы и Крестным ходом с ней, чтением паремий и другими особенностями.
Кроме того, по учинённым дням могут совершаться заупокойные утрени с литиёй или Парастасом.
Особый вид утрени – пасхальная утреня
(или заутреня
), совершаемая во все дни Светлой седмицы.
Божественная Литургия — это центральное богослужение, поскольку во время него происходит Таинство Евхаристии и причастие (вернее сказать, сама Литургия сопровождает эти Таинства). Все остальные службы так или иначе предваряют Литургию — хотя, могут проходить и накануне вечером или даже еще раньше.
Регулярность богослужений зависит от храма: места, где храм находится, и количеством прихожан. Иными словами, Литургия проходит в храме так часто, как это на самом деле нужно.
Например, в монастырях службы идут каждый день: поскольку смысл монастыря для его насельников-монахов — служение Богу, и Литургия для них это не обязанность, а жизнь.
В некоторых немонастырских храмах Литургии также могут служиться ежедневно.
В сельских и небольших городских храмах Литургия, как правило, совершается минимум один раз в неделю (в воскресенье) и по большим Церковным праздникам.
Разницу в расписании великопостных богослужении можно увидеть только на примерах храмов, где службы проходят ежедневно. В субботу и воскресенье Литургии служатся, как и всегда, а вот в будни — только в среду и пятницу (так называемые Литургии преждеосвященных Даров). Более того, в большинстве храмов будничные великопостные Литургии проходят во второй половине дня.
Продолжительность литургии в зависимости ото дня или храма может различаться. Но это не значит что каким-то коренным образом меняется состав богослужения. Например, в особо торжественные дни часть молитв, которые в иной раз прочитываются чтецом, на этот раз поются хором.
Предлагаем ознакомиться Ритуалы в день рождения: привлечение денег, любви и удачи
Кроме того, на то, сколько длится литургия, могут оказывать влияние такие, казалось бы, незначительные факторы, как скорость, с которой служат священник и диакон: один ведет службы быстрее, другой медленнее, один читает Евангелие в одном темпе, другой — более размеренно. И так далее.
Но если говорить в общих чертах, то в дни Больших праздников Литургия длится дольше, чем в обычные — иногда до двух часов.
В Пасхальную ночь или Рождественскую Литургия длится не дольше обычного, но само ночное богослужение получается многочасовым — поскольку Литургию предваряет продолжительное Всенощное бдение.
Основным богослужением служб за сутки отмечают Божественную Литургию. Во время нее вспоминают не только о мирской жизни Христа, но и предлагают соединится с ним при прохождении Таинства Причастия. По времени ее необходимо совершать между 6-м и 9-м часом до полудня. Ее еще называют обедней.
Воскресная служба в церкви в основном проводится однократно и называется Евхаристической. Перед ней проводят утреннюю. Паузы между ними нет, одна следует за другой.
Есть определенные изменения, которые произошли в церковной жизни. Основные корректировки произошли в Уставе. Повечерие в приходских храмах проводят только во время Великого поста, а полунощницу проводят только раз в год перед Пасхой. Очень редко проводят также богослужение, которое именуется 9-й час. Прочие 6 служб объединяют в две группы по три.
Вечером проводят одну за одной сначала вечернюю, затем утреннюю и 1-й час. Накануне праздничных и воскресных дней все эти службы соединяют в одну и служат вместе, которое именуют всенощным бдением. В приходских храмах такие службы проходят от 2 до 4 часов, а в монастырях – 3-6 часов.
Утром же поочередно проходит 3-й, 6-й часы и Божественная литургия. Если в храме большое количество прихожан, то может проводится две литургии: ранняя и поздняя. Длительность обеих – около часа.
В те дни, когда проводить литургию запрещено, служат изображение. Так называют богослужение, которое включает в себя несколько песнопений. Но их не принято считать самостоятельными службами.
По церковным правилам к богослужениям также относят:
- чтение акафистов в храме,
- проведение всех обрядов и таинств,
- чтения утренних и вечерних молитв,
- оговаривание правил подготовки для проведения к Святому Причастию.
Кроме проведения утренних или вечерних служб, а также часов, могут быть проведены специальные богослужении по потребности верующих. Их называют требами. Это могут быть: Крещение, Соборование, Венчание, Отпевание.
Обычно богослужения проводятся в храмах и лишь священнослужителями. Верующие же принимают участие в них только чтением молитв и пением.
Ходить в церковь на богослужения или нет – это индивидуальное решение каждого. Многие говорят, что лучше ходить в храм на буднях. Меньше людей и священник сможет уделить больше времени прихожанам. А вот на службу в субботу в церкви, воскресенье или праздничный день количество людей увеличивается и не дает такой возможности уединения.
Первое воскресное богослужение начинается в субботу после 18:00, а последнее — заканчивается в воскресенье до 18:00. Воскресные богослужения наполнены темой Воскресения Господнего. Именно поэтому воскресные службы, особенно Божественная Литургия, являются самыми знаковыми в седмичном цикле богослужений.
Точное расписание богослужений уточните в храме, который собираетесь посетить.
Дата празднования Вербного Воскресенья зависит от даты празднования Пасхи и определяется по лунно-солнечному календарю.
Праздничные богослужения начинаются с вечерней службы и последующих всенощных бдений в Лазареву субботу. Лазарева суббота — день накануне Вербного Воскресенья. Во время вечернего богослужения обязательно освящаются вербные веточки.
В Вербное Воскресение совершаются ранняя и/или поздняя литургии с последующим освящением вербы.
Время богослужений зависит от внутреннего устава храма.
Богослужения суточного круга.
Две литургии, ранняя и поздняя, служатся по большим христианским праздникам и воскресным дням в храмах, имеющих большие приходы.
Ранняя служба совершается в 6-7 часов утра, поздняя — в 9-10 часов утра. В некоторых храмах время смещается на 7-8 часов утра для ранней службы и 10-11 часов утра — для поздней.
Длительность общественного богослужения 1,5-2 часа. В некоторых случаях длительность утренней литургии может составлять 3 часа.
С одной стороны, ответ на этот вопрос чаще всего такой же, как на вопрос: «Во сколько начинается Литургия», поскольку почти во всех немонастырских храмах единственная утренняя служба — это и есть Литургия.
Другое дело, что в некоторых церквях (там, где только один священник) исповедь иногда проходит не во время богослужения, а перед ним, и поэтому те, кто хочется исповедаться или причаститься, приходят раньше.
А вот в монастырях утренние службы начинаются гораздо раньше, поскольку там проводится полный суточный круг богослужений.
Например, перед литургией в монастырях обязательно читаются Часы (это небольшая служба, которая включает в себя чтение определенных молитв и отдельных псалмов), а в большинство дней служится еще и полунощница, которая может начинаться и в 6 утра, и раньше.
Кроме того, устав некоторых монастырей предполагает еще, допустим, и ежедневное утреннее чтение акафистов, и молитвенное правило, которое также будет проходить в храме. Поэтому в некоторых монастырях утренние службы, по факту, растягиваются на несколько часов, а Литургия, как и полагается, венчает этот цикл.
Это не значит, что причащающимся мирянам нужно присутствовать на всех монастырских службах — они предназначаются в первую очередь для насельников монастыря (монахов, послушников и трудников). Главное прийти к началу Литургии.
Литургия проходит, как минимум, каждое воскресенье
Когда начинается Литургия? Время начала также может меняться от храма к храму. Но, как правило, служба начинается не раньше семи утра и не позже десяти.
Например, на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве расписание Литургий такое:
- будни и суббота — начало Литургии в 8 утра;
- воскресенье и дни больших Церковных праздников проходят две литургии: ранняя в 7 утра и поздняя — в 9 утра.
В любом случае очное расписание богослужений можно всегда узнать на сайте храма или на его территории.
Троицкий храм . Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве
Ночные литургии проходят в самые главные христианские праздники — на Пасху и в Рождество. Есть и другие исключения. Например, на том же Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ночная Литургия проходит в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Достойно Есть» — в храме находится эта чтимая икона Богоматери, которую привезли с Афона.
Икона Божией Матери «Достойно есть» на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Во сколько начинается вечерняя служба в церкви
Как и в случае с утренними службами, конкретное время начала вечернего богослужения определяется уставом храма или монастыря (их всегда можно найти или на сайте или на дверях храма). Как правило, вечернее богослужение начинается в промежутке от 16 часов до 18 часов.
Сама служба, в зависимости от дня или устоев того или иного храма, продолжается от полутора часов до трех. В монастырях в торжественные дни вечернее богослужение может продолжаться гораздо больше.
Вечернее богослужение является обязательным для тех, кто собирается на следующее утро причаститься. Это связано с тем, что в Церкви принят суточный круг богослужений, который начинается вечером, а утренняя Литургия венчает его.
Вечернее общественное богослужение служится не ранее 16:00 и не позднее 18:00. Каждый храм составляет свое расписание.
Длительность богослужения составляет 2-4 часа и зависит от значимости приближающегося праздника. По Уставу вечерня может быть вседневной, малой и великой.
Вседневная вершится в будние дни, если на них не выпадает праздник с полиелеем или бдением.
Малая является частью Всенощного бдения. Великая служится в большие праздники и может отправляться отдельно или объединяться с утреней.
Мир изменяется, и эти изменения влияют, в том числе, и на церковный Устав. Ночные или всенощные бдения редко длятся от трех до шести часов (для монастырей). В обычных храмах длительность ночной службы 2-4 часа.
Начало ночной службы в 17:00-18:00 в зависимости от приходского Устава.
Во сколько часов начинается и заканчивается субботняя служба в церкви?
Внимательно прочитав предыдущую часть статьи, вы, скорее всего, обратили внимание на тот факт, что начало литургического дня соответствует не 00:00 (как принято в мирской жизни), а 18:00 (предыдущего календарного дня).
Это значит, что первое субботнее богослужение начинается в пятницу после 18:00, а последнее — заканчивается в субботу до 18:00. Самым важным субботним богослужением является полная Божественная Литургия.
Как правило, субботние богослужения посвящаются преподобным отцам и матерям, а также — всем святым, к которым обращаются с соответствующими молитвами. В этот же день происходит и поминовение всех усопших.
Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви в Вербное Воскресенье?
Примерное время утренних и вечерних служб вы можете найти в начале статьи.
Каждый храм составляет свое расписание общественных богослужений, в том числе праздничных. Общего расписания для всех храмов не существует!
Как правило, Уставом предписывается служить в праздничные дни так называемое «всенощное бдение» — особенно торжественное богослужение, которое в современной интерпретации сохранило разделение на вечерню и утреню.
Кроме того, в дни двенадцатидесятых и других больших праздников обязательно происходит Литургия, во время которой верующие причащаются.
Вместе с тем, каждое праздничное богослужение имеет свойственные исключительно ему одному сопровождающие тексты и обряды, что не может не сказаться на длительности богослужения.
Сретение завершает Рождественский круг православных праздников. Дата празднования — 15 февраля.
После торжественной утренней литургии проводится обряд освящения воды и свечей.
Обязательно уточните время проведения литургии в храме.
Поздравление с Благовещением
Благовещение празднуется 7 апреля. Однако верующим стоит посетить вечернюю службу 6 апреля. В некоторых храмах с 6 на 7 апреля проводятся всенощные бдения.
7 апреля служатся ранняя и/или поздняя литургии с обязательным исповеданием и причащением мирян.
Предлагаем ознакомиться Черепаха талисман значение
Все зависит от внутреннего устава храма. Обязательно уточняйте время богослужений!
Как правило, праздничные богослужения начинаются в субботу с вечернего богослужения (16:00-18:00). В некоторых храмах после вечерней службы проводят благословение куличей.
Затем начинаются всенощные бдения с обязательным крестным ходом в 24:00.
После бдений и утрени служится Божественная Литургия с последующим благословением куличей. Как правило, благословение происходит при первых лучах солнца.
Вечером в Светлое Христово Воскресение правится и вечерняя служба. Однако куличи уже не благословляются.
Красивые поздравления с Пасхой можно найти по ссылке.
Значение праздника Радоница
Радоница — особый праздник, который связывает прошлое и будущее. В этот день принято поминать усопших родных и близких.
Радоница празднуется на девятый день после Светлого Воскресения.
Намедни совершается вечернее богослужение, а с утра ранняя и/или поздняя литургия. Полная панихида служится либо после вечерней службы, либо после утренних богослужений — все зависит от внутреннего устава храма.
Кроме того, уставами многих храмов предписывается совершать пасхальные заупокойные богослужения на городских кладбищах.
Обязательно уточняйте время богослужений непосредственно в храме, который хотите посетить!
Больше информации о Радонице здесь.
Дата празднования Троицы или Пятидесятницы зависит от даты Светлого Воскресения.
Важно: в преддверии праздника Троицы обязательно устраивается Троицкая Родительская Суббота, особенностью которой является специальное заупокойное богослужение. Это специальная Заупокойная Литургия, после которой можно и нужно посетить кладбище и помянуть усопших.
Вечер Родительской Субботы отмечен праздничным Всенощным бдением.
В воскресенье совершаются ранняя и/или поздняя праздничные литургии. Во многих храмах освящаются букетики из веточек и лекарственных трав.
Советы о том, как говорить с детьми о Троице по ссылке.
Православный календарь 2017 года поможет вам не пропустить знаковые богослужения.
Во сколько часов начинается и заканчивается Рождественская служба в церкви?
Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя
Предпраздничная служба начинается с раннего утра 6 января.
- Служба 1-го часа. Время — с 7:00. Зачитываются стихиры об исполнении пророчества о рождении Мессии.
- Служба 3-го часа. Время — с 9:00. Зачитываются стихиры о Боговоплощении.
- Служба 6-го часа. Время — с 12:00. Зачитываются стихиры с призывом встречать Христа, читается евангелие.
- Служба 9-го часа. Время — с 15:00. Зачитываются стихиры. В конце читаются изобразительны.
Праздничная служба (6 января)
- В зависимости от дня, на который приходится Сочельник, совершается одна из вечерних Литургий: Василия Великого или Иоанна Златоуста. Время: в зависимости от храма с 17:00.
- Совершение Великой Вечерни Рождества Христова.
- Совершение Всенощного бдения Рождества Христова. Время: в зависимости от храма — с 17:00 до 23:00.
Строгой последовательности в проведении праздничной службе нет. В больших храмах и монастырях Рождественские богослужения (вечерняя, самая торжественная, часть) длятся 6-8 часов, в маленьких — 1,5-2 часа.
О точном времени Богослужения узнайте в храме, который собираетесь посетить.
О народных традициях празднования Рождества можно прочитать здесь.
Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви на Крещенский сочельник?
Богослужения в Крещенский Сочельник очень похожи на Рождественские богослужения.
Дата Крещенского Сочельника — 18 января.
В этот день с утра читаются часы, а вечером совершается Литургия Василия Великого. После Литургии, как правило, происходит первое водосвятие.
В зависимости от дня, а который приходится Крещение, порядок богослужений может отличаться.
19 января служатся утреннее и вечернее богослужения с обязательным последующим водоосвящением.
Точное время проведения богослужений вам подскажут непосредственно в храме.
О свойствах крещенской воды можна прочитать, перейдя по ссылке.
Особенности служб
В православных служениях многое заимствовано от ветхозаветных времен. К примеру, начало новых суток принято считать не полночь, а 6 часов вечера, что является причиной проведения вечерни – первой службы суточного круга. На ней вспоминаются основные события Священной истории Ветхого Завета; речь идет о творении мира, грехопадении прародителей, служении пророков и Моисеевом законодательстве, а христиане возносят Господу благодарение за новый прожитый день.
После этого по Уставу церкви нужно служить повечерие – общественные молитвы на сон грядущий, в которых говорится о сошествии Христа в ад и освобождении праведников из него.
В полночь положено совершать 3-ю службу – полуночницу. Это служение проводится с целью напоминания о Страшном суде и Втором пришествии Спасителя.
Утреннее богослужение в православной церкви (утреня) – одно из самых длительных богослужений. Оно посвящено событиям и обстоятельствам земной жизни Спасителя и состоит из множества покаянных и благодарственных молитв.
Первый час совершают около 7-ми часов утра. Это краткая служба о пребывании Иисуса на суде первосвященника Каиафа.
Третий час проходит в 9 часов утра. В это время воспоминаются события, происходившие в Сионской горнице, когда к апостолам снизошел Святой Дух, и в претории Пилата Спаситель получил смертный приговор.
Шестой час проводится в полдень. Это служение о времени распятия Господа. Не стоит путать с ним девятый час – службу о Его крестной смерти, которая совершается в три часа пополудни.
Главным богослужением и своеобразным центром данного суточного круга считается Божественная литургия или обедня, отличительной особенностью которой от других служб является возможность, кроме воспоминаний о Боге и земной жизни нашего Спасителя, соединиться с Ним в реальности, участвуя в таинстве Причащения. Время этой литургии с 6-ти до 9-ти часов до полудня перед обедом, отчего ей и дано второе название.
Утреннее богослужение.
Современная практика богослужения привнесла некоторые изменения в предписание Устава. И сегодня повечерие проводится только в период Великого поста, а полуночница – один раз в течение года, накануне Пасхи. Еще реже проходит девятый час, а оставшиеся 6 служб суточного круга объединены в 2 группы по 3 службы.
Вечерняя служба в церкви проходит с особой последовательностью: христиане служат вечерню, утреню и первый час. Перед праздничными и воскресными днями данные служения объединяются в одно, которое называется всенощным бдением, т. е. подразумевает собой длительные ночные молитвы до рассвета, проводимые в древности. Данная служба длится 2−4 часа на приходах и от 3-х до 6-ти часов в монастырях.
Утреннее богослужение в церкви отличается от прошлых времен последовательными служениями третьего, шестого часов и обедни.
Также важно отметить проведение ранней и поздней литургии в храмах, где больший приход христиан. Такие службы принято совершать в праздничные дни и в воскресенье. Обе литургии предваряются чтением часов.
Существуют дни, когда не проводится утренняя служба в церкви и литургия. К примеру, в пятницу Страстной седмицы. Утром этого дня совершается недолгое последование изобразительных. Данное служение состоит из нескольких песнопений и как бы изображает литургию; при этом статуса самостоятельного служения этой службой не получено.
К богослужениям также относятся различные таинства, обряды, чтение акафистов в церквях, общинные чтения вечерних и утренних молитв и правила к Святому Причащению.
Кроме этого, в храмах совершаются службы по потребностям прихожан – требы. Например: Венчание, Крещение, отпевания, молебны и другие.
В каждой церкви, соборе или храме часы службы устанавливаются по-разному, поэтому для получения информации о проведении какого-либо служения церковнослужители рекомендуют узнавать расписание, составленное конкретным духовным учреждением.
А тем, кто незнаком с ним
, можно придерживаться следующих временных промежутков:
- с 6-ти до 8-ми и с 9-ти до 11-ти часов утра – раннее и позднее утреннее служение;
- с 16-ти до 18-ти часов – вечерняя и всенощная службы;
- в течение дня – праздничная служба, но лучше уточнить время ее проведения.
Все богослужения обычно совершаются в храме и только священнослужителями, а верующие прихожане в них участвуют пением и молитвой.
Христианские праздники
Христианские праздники подразделяются на две разновидности: переходящие и не переходящие; также их называют двунадесятыми праздниками. Чтобы не пропустить службы относительно них, важно знать даты.
Не переходящие
- 1 апреля – Вербное воскресенье.
- 8 апреля – Пасха.
- 17 мая – Вознесение Господа.
- 27 мая – Пятидесятница или Святая Троица.
Длительность церковных служб в праздничные дни отличается друг от друга. В основном это зависит самого праздника, исполнения служения, длительности проповеди и количества причастников и исповедующихся.
Если по каким-то обстоятельствам вы опоздаете или не придете на службу, никто вас не осудит, ведь не столь важно, в какое время она будет начинаться и сколько будет длиться, намного важнее, что ваш приход и участие искренны.
Подготовка к воскресному обряду
Если вы решили прийти в храм в воскресенье, то следует к этому подготовиться. Утренняя служба в воскресенье – самая сильная, она проводится с целью причащения. Это происходит следующим образом: священник даёт вам тело христово и его кровь в кусочке хлеба и глотке вина. Готовиться к такому мероприятию нужно не меньше чем за 2 дня
.
- Следует попоститься в пятницу и субботу: убрать из рациона жирную пищу, алкоголь, исключить супружескую близость, не материться, никого не обижать и самому не обижаться.
- За день до причастия прочитать 3 канона, а именно: покаянный к Иисусу Христу, молебный к Пресвятой Богородице и к Ангелу-Хранителю, а также 35-е Последование к Святому Причащению. Это займет около часа.
- Прочитать молитву на сон грядущий.
- Не есть, не курить, не пить после полуночи.
Порядок утрени
Последование утрени изложено в Служебнике, в 9-й главе Типикона и в Часослове:
- Начальные молитвы
- Двупсалмие (псалмы 19-й и 20-й), каждение алтаря и храма
- Трисвятое по Отче наш, возлас. Аминнь. Тропарь и кондак Воздвижения, Богородичен, сугубая ектения, возглас с кадилом перед престолом.
- чтение шестопсалмия
- великая (мирная) ектения
- пение “Бог Господь“, если пост – Аллилуия со стихами
- пение тропарей, если пост – Троичные песни
- чтение кафизмы (стихословия)
- если есть праздник: малая ектения
- Седальны с Богородичными
- Вторая и третья кафисмы (стихословия) с седальнами и богородичными.
- если есть праздник: Полиелей –
- пение псалмов 134-го, 135-го и 136-го, в современной практике, только несколько стихов из первых двух псалмов.
- величание со стихами избранного псалма или Тропари воскресны, поемыя по Непорочнах
- малая ектения
- Седален праздника (в воскресенье «Ипакои» гласа, «Степенные» антифоны текущего гласа)
- Прокимен, возглас
- Всякое дыхание
- чтение Евангелия
- (по воскресеньям Воскресение Христово видевше), Псалом 50
- Слава: Молитвами апостолов, Покаяния отверзи ми (в пост)
- Священник: Спаси Боже люди Твоя… Лик: Господи, помилуй, 12 раз
- Возглас: Милостию и щедротами…, прикладывание к Евангелию, иконе и помазание
Предлагаем ознакомиться Какие бывают грехи в христианстве и чего нельзя делать человеку?
Затем следует Канон (песнопение), эксапостиларии и светильны, хвалительные псалмы, стихиры на хвалитных
, великое или вседневное славословие, ектении сугубая и просительная, стихиры на стиховне, «Благо есть», Трисвятое по Отче наш, тропарь с богородчным или молитва Ефрема Сирина с постовым окончанием.
По современной практике Русской Церкви утреня почти всегда совершается сразу по совершении вечерни, то есть вечером; в канун праздничных дней входит в состав всенощного бдения. В будние дни Великого поста утреня служится вечером, но отдельно от вечерни, так как вечерня была отслужена между Часами и литургией преждеосвященных Даров (или просто после Часов).
В греческих Церквах она всегда непосредственно предваряет литургию и обычно совершается раздельно от вечерни. Общий символизм утрени, в противоположность вечерни, – изображение событий новозаветных.
Полиелей – самая торжественная часть праздничной утрени.
На воскресной утрене по пении «Хвали́те имя Господне» (стихов из 134-го и 135-го псалмов) поются тропари «Ангельский собор»; предстоятель тем временем совершает каждение всего храма.
Одиннадцать воскресных утренних евангельских чтений повествуют о явлениях Господа Иисуса Христа Своим ученикам по воскресении.
По Евангелии – песнь «Воскресение Христово видевше, поклони́мся святому Господу Иисусу…»; посем 50-й псалом, обычно опускаемый в приходской практике.
На осьмой песни канона вместо «Слава» чтется «Благослови́м Отца и Сына и Святаго Духа Господа:»; поётся «Хва́лим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки», после чего – катавасия.
Пред 9-й песнью канона диакон с кадилом возглащает пред иконою Богородицы: «Богородицу и Матерь Света песньми (или
в песнех) возвеличим», после чего поётся «песнь Богородицы» («Честнейшую»), написанная святителем Космой Маиумским (VIII).
Воскресный светилен (ексапостиларий) предваряется троекратным возглашением диакона «Свят Господь Бог наш» – в подражание хвале Серафимов (Ис 6.2,3).
БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ.
Богослужение – ритуально оформленная, соборная (общественная) молитва, обращенная к Богу. Православное богослужение (как литургическая система) было разработано в патриархате Константинополя, а затем принята православными патриархатами Александрии, Антиохии и Иерусалима, и используется по сей день всеми церквами, ведущими свое происхождение от этих патриархатов.
В православное богослужение входят Божественная литургия, таинства (евхаристия, или причащение; крещение; миропомазание; соборование, или елеосвящение; покаяние; таинство брака; таинство священства – рукоположение в священный сан), суточное богослужение (утреня, вечерня, полунощница, часы, всенощная) и службы литургического года с календарем фиксированных и подвижных праздников, а также ряд менее значительных последований, как освящение вод, плодов и т.д. Все богатство богослужебного обряда собрано в канонических литургических книгах.
Всенощная.
Накануне воскресных и праздничных дней совершается всенощная. Она включает в себя вечерню, утреню и службу первого часа. Всенощная (или всенощное бдение) была установлена в 4 в. архиепископом Константинопольским Иоанном Злотоустом. В 8 и 9 вв. оно было существенно дополнено Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом и приняло тот торжественный строй, который по сей день отличает этот вид богослужения.
В отличие от ежедневных вечерни и утрени, на службе всенощного бдения совершается т.н. вечерний вход. Священник и диакон с кадилом выходят из алтаря на амвон (возвышение, расположенное напротив царских врат перед солеей храма) и после молитв, обращенных к Богоматери, и пения гимна Иисусу Христу Свете тихий
возвращаются в алтарь через царские врата.
Накануне великих праздников на всенощной читаются паремии – избранные места из книг Ветхого Завета – и совершается лития (общее усиленное моление), в ходе которой священник благословляет вино, хлеб и елей. Включение этого обряда связано с тем, что в древности на Востоке всенощное богослужение продолжалось всю ночь и по окончании его первой части для подкрепления сил верующих им раздавали пшеницу, вино и масло.
Самая торжественная часть всенощной называется полиелей (греч. «многомаслие», или «многое освящение»). В это время в храме зажигаются все светильники. Священник и диакон с кадилом и свечою обходят храм и выносят из алтаря Евангелие. По прочтении главы из него Евангелие возлагается на аналой в центре храма для поклонения.
Проскомидия.
Первая часть литургии называется проскомидией и представляет собой обряд приготовления к собственно Литургии. Проскомидия совершается незримо для молящихся в левой части алтарного пространства на особом столе, жертвеннике, на котором священник подготавливает вещество для таинства евхаристии – жертвенный хлеб и вино.
В качестве жертвенного хлеба в Православной церкви употребляются не опресноки (пресный хлеб), как в западной церкви, а квасные, испеченные из дрожжевого теста просфоры, представляющие собой небольшие круглые хлебы с изображением креста и надписью ИС ХС НИКА. Из самой большой просфоры священник «вынимает» (т.е.
вырезает) часть, называемую Агнцем, и полагает ее на дискос (тарель), а в потир (чашу) вливает нужное количество вина, смешанного с водой. Из второй просфоры вынимается часть в честь Богоматери и полагается рядом с Агнцем справа от него. Из третьей просфоры вынимается девять частиц в честь Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, Иоакима и Анны, родителей Марии, в честь святого, поминаемого в этот день, и всех чинов святости.
Литургия оглашенных
– вторая часть литургии. В древней церкви на ней разрешалось присутствовать кающимся и не крещенным, но готовящимся принять крещение (оглашенным, проходящим оглашение, т.е. катехизацию). Во время совершения Литургии оглашенных вспоминается жизнь Христа от его воплощения до страданий, а в исполняемых хором т.н.
дьякон выносит из алтаря Евангелие, за ним следует священник. Перед Евангелием, которое знаменует собой Иисуса Христа и его учение, несут зажженную свечу. В воскресные и праздничные дни Евангелие читают на амвоне, в будние дни – на престоле. Завершается вторая часть литургии произнесением ектении (молитвенного прошения) об оглашенных, после чего в древней церкви оглашенные покидали храм.
Литургия верных
– заключительная часть литургии. Ее ритуалы символически изображают Тайную вечерю, страдания Иисуса Христа, Его воскресение, вознесение и второе пришествие на землю. Приготовленные жертвенный хлеб и вино (Дары) священник и диакон переносят с жертвенника на престол. Этот ритуал называется великим входом.
Шествие двигается из левого пастофория (см
. ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ), где находится жертвенник, к царским вратам. Впереди идут диаконы со свечами и кадилом, за ними – священнослужители, несущие потир и дискос с Дарами, а также воздýх, ткань, которой покрывались приготовленные хлеб и вино. Дары торжественно вносятся в алтарь.
Зрительно великий вход представляет собой самый драматичный обряд литургии, сопровождаемый пением Херувимской песни
. В нем видели символическое изображение смерти и погребения Христа. После Великого Входа начинается приготовление к освящению Даров. Особое внимание верующих к этой части Литургии возбуждается пением Символа веры.
Священник же, вспоминая Тайную вечерю, произносит слова самого Христа: «Примите, ядите, сие есть тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и далее: «Сия есть кровь моя Нового завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Потом он берет крестообразно дискос и потир и со словами молитвы возносит их в дар Богу, произнося молитву эпиклезы – призывания Святого Духа на предложенные Дары.
В это время силою и действием Святого Духа Дары пресуществляются в Тело и Кровь Христа. Об этом торжественном и таинственном действе верующие оповещаются ударами колокола. После освящения Даров они приносятся Богу с молитвой как жертва благодарственная (за святых), как жертва умилостивительная (за умерших, но пока еще не достигших блаженства) и как очистительная – за живых христиан, т.е.
за всю церковь. Как сам Иисус окончил Тайную вечерю молитвой к Отцу о всех верующих в него, так и церковь по освящении Даров совершает молитву о всех своих членах, живых и умерших. Эта молитва имеет особое значение: священник молится о том, чтобы причащение Телу и Крови Спасителя стало залогом спасения верных, чтобы через причастие они соединялись с самим Богом.
Затем начинается само причастие. Сначала в алтаре Святым Дарам приобщаются священники, после чего открываются царские врата и диакон призывает к причащению верующих. Священник выходит из алтаря на солею храма и выносит чашу с Кровью и Телом Спасителя. Причастники, сложив на груди крестообразно руки, поочередно подходят к чаше, принимая частицу Тела и Крови.
После причастия следует последнее благословение присутствующих. Священник произносит отпуст, или отпустительную молитву, а хор поет многолетие всем христианам. На этом литургия заканчивается. См. также
ЛИТУРГИЯ ; МЕССА . Православное богослужение, совершаемое в храме, отличается особой красотой и торжественностью своих ритуалов и до сих пор поражает всех, кто впервые присутствует на нем.
Церковные обряды и хоровое пение в соединении с архитектурой храма и богатством его внутреннего убранства, включающего иконы, фрески, светильники, литургические сосуды, ткани и одежды священников, породили своеобразный символический образ литургического действа, о силе воздействия которого свидетельствует легенда о посещении Константинополя послами русского князя Владимира.
Богослужения – это неотъемлемая часть церковной жизни. Православные храмы воздвигаются ради них.
Службы, которые идут в Церкви, это не просто религиозное действо и ритуал, а сама духовная жизнь: в особенности Таинство Литургии. Богослужения разнообразны, но при всем разнообразии подчиняются довольно четкой системе.
Какие службы идут в Церкви? Рассказываем самое главное, что нужно знать.